14 дек. 2019 г.

Чтение классики – лучший способ подтянуть школьные оценки


На форумах и в группах социальных сетей ведутся бурные споры о пользе классики. Более агрессивная часть пользователей считает, что «школьная классика – нудная и бесполезная обязаловка», и активно, с грамматическими ошибками, высказывается за исключение Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского из учебных программ.


Их оппоненты излагают свое мнение преимущественно без грамматических ошибок. Они более сдержаны в споре, но в их стиле чувствуется убежденность в собственной правоте, подкрепленная знаниями, чувство такта и внутреннее благородство.
Вопрос «нужности» изучения классических литературных произведений в рамках школьной программы обсуждается в обществе не первый год. Поэтому, на наш взгляд, настало время поговорить о пользе художественной классики.

Чему учит классика?

Если данная статья случайно попадется нигилистам, считающим чтение русской классики бесполезным занятием, приведем несколько веских аргументов в защиту Пушкина, Достоевского и Толстого, а также других русских писателей, без произведений которых сложно представить, какой бы была сейчас Россия.






О Пушкине


Кто из «продвинутых, диванных экспертов» может похвастаться образованием, которое получил Александр Сергеевич в элитном, аристократическом лицее уже в 18 лет? Сразу после окончания Царскосельского лицея, он был принят на службу в Коллегию иностранных дел (дипломатическое ведомство, выражаясь современным языком), куда безграмотных просто не берут.

К тому же, еще в лицее он становится известным поэтом, объединившим в своих первых произведениях русский и французский классицизм. Чтобы что-то рассказать в стихах, нужно обладать огромным багажом знаний, иметь философский склад ума и замечать детали.

А.С. Пушкина можно смело назвать создателем современного русского литературного языка. Благодаря его рациональному и эстетическому восприятию западноевропейских образцов литературы, русский язык приобрел современные формы.

Благодаря Пушкину в русском языке появилась богатейшая палитра слов с разнообразными оттенками. Ему удалось сблизить язык народа с пафосным и витиеватым стилем од. Русский язык стал простым и, одновременно, ярким и образным.

В мировой литературе А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма, который внес существенный вклад в дальнейшее развитие всемирной культуры и литературы.

Чтобы понимать, зачем нужно читать Пушкина, нужно начинать изучение его творчества с биографии и эпохи, в которой он жил, а не с конспектирования (написания шпаргалок) малоизвестных критиков его произведений.
Со сказок Пушкина начинается любовь к литературе и познание мира. 
Попробуйте отключить звук у мультфильма по сказкам А.С. Пушкина, чтобы ребенок мог видеть только изображение, раскройте книгу и озвучивайте сказку. Природное любопытство обязательно подтолкнет ребенка к чтению, а по мере взросления он сам научится представлять образы на основе прочитанного. 

О Толстом в мировой литературе


У иностранцев имя Льва Толстого вызывает уважение к русской культуре. Для них незнание творчества писателя – признак ущербности полученного образования. Остается только удивляться: как случилось, что среди молодых россиян, слепо подражающих «западной моде», проросло такое невежество и нелюбовь к русской классике?

Отчасти, можно согласиться с мнением молодых блогеров, что философский склад ума писателя и смысловая нагрузка его художественных образов слишком далеки от реальности современной молодежи, слишком сложны для их понимания. 

Но если для старшеклассника романы Толстого – «слишком рано», то когда же учиться строить семейные отношения, любить Отечество, красоту родной природы? Потом, на собственных ошибках? Спрашивается, зачем «набивать синяки на своих коленях» если творчество русского колосса – бесконечный источник житейской мудрости, которая, как известно, приходит с годами.


«Школьные» романы Толстого – самая благодатная почва, на которой можно воспитать личность, стремящуюся к самосовершенствованию. То, что не поймет старшеклассник после первого прочтения «Войны и мира», с годами «прорастет» в его сознании и заставит перечитать это произведение еще раз не за оценку, а для себя. Толстой притягивает откровенностью, с которой он делится личными переживаниями, вложенными в уста его героев. Словно через призму времен звучит его напутствие: «Людям свойственны ошибки, но думай, учись признавать их и исправлять, постарайся быть человеком».

Даже в рассказах для детей писатель не только тщательно подбирает понятные и новые слова, но и старается наполнить текст глубоким познавательным содержанием.

Роман-эпопея «Война и мир» - часть истории в художественных образах. Это произведение может стать идеальным дополнением к учебникам по истории, в которых об этой войне, как и об эпохе в целом – только даты, основные события, перечисления сражений, имена полководцев, сухие факты и итоги. Именно поэтому учителя-профессионалы умело дополняют обязательные учебные предметы и темы уроков яркими экранизациями литературных произведений и театральными постановками.

Кстати такой опыт проведения уроков о творчестве «сложных» классиков, заслуживает более пристального внимания Министерства культуры и Министерства образования РФ.

О межпредметных связях и художественной классике


Разговор о значении Пушкина и Толстого можно продолжать до бесконечности. Мало того, правильно было бы дополнить эти рассказы списком других величайших классиков русской и зарубежной литературы. Ведь художественная классика, кроме реализации воспитательных задач, развития вкуса, логического мышления и грамотности, содержит и много полезной информации, благодаря которой можно пробудить интерес детей и не только к чтению художественной литературы, но и к математике, физике, химии, биологии. 

Например:
  • Сюжеты сказок, где повествуется о мертвой и живой воде, можно использовать на уроках химии и биологии. С уроками химии и физики можно связать сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и рассказ Н. Носова «Бенгальские огни». Описание природы и сути химических явлений встречаются во многих поэтических произведениях А.С. Пушкина и А. Блока.
  • О физических явлениях много рассказов для детей написал Л. Толстой: в частности, доступными словами он объясняет малышам сложные физические законы в рассказах «Сырость» и «Как делают воздушные шары».
  • Старшеклассникам можно предложить увлекательные, переставшие быть фантастикой, романы А. Беляева «Человек-амфибия» и «Гиперболоид инженера Гарина». Сложные физические законы легче понимать и запоминать, благодаря ярким художественным образам.
  • Произведения В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина и Б. Заходера расширят кругозор школьника и сделают интересными уроки природоведения, географии, биологии и ботаники.


Отметим, что использование художественных произведений на уроках математики химии или физики способствует развитию наблюдательности и сосредоточенности на деталях. При этом вдумчивое чтение развивает логику и воображение школьника
Кроме того, чтение классической литературы, наполненной нравственным содержанием, учит каждое новое поколение понимать себя и окружающих, жить осознанно. 

Существует устойчивое мнение, что люди по складу ума делятся на «гуманитариев» и «математиков». Этот миф разрушают примеры из биографии М.В. Ломоносова, Леонардо да Винчи и других гениев, чьи многочисленные таланты подарили миру множество открытий и шедевров в области музыки, литературы и изобразительного искусства.

Современные школьные программы с каждым годом становятся все сложнее, что вполне объяснимо стремительным развитием наук, накоплением информации, которую необходимо усвоить на базовом уровне. Чтобы разгрузить детей в школе, приходится делить их на группы по интересам: математические классы, гуманитарные и т. д. Но такое деление дети воспринимают как необязательность глубокого изучения «непрофильных предметов». 

Зачастую и сами учителя этим грешат: «мой предмет – самый главный, а остальные подождут», вместо того, чтобы самим освежить в памяти художественную классику, сделать уроки впечатляющими и нескучными, а заодно получить удовольствие от работы. 

К большому сожалению, сегодня ехать в метро с раскрытой книгой не модно. Но это можно исправить, если начать прививать любовь к чтению с раннего детства, в семье. От ближайшего окружения ребенка зависит, насколько он полюбит чтение, и как эта любовь поможет ему улучшить оценки по всем школьным предметам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий