На форумах и в группах
социальных сетей ведутся бурные споры о пользе классики. Более агрессивная
часть пользователей считает, что «школьная классика – нудная и бесполезная обязаловка»,
и активно, с грамматическими ошибками, высказывается за исключение Пушкина,
Лермонтова, Толстого и Достоевского из учебных программ.
Их оппоненты излагают свое мнение преимущественно без грамматических ошибок.
Они более сдержаны в споре, но в их стиле чувствуется убежденность в
собственной правоте, подкрепленная знаниями, чувство такта и внутреннее благородство.
Вопрос «нужности» изучения классических
литературных произведений в рамках школьной программы обсуждается в обществе не
первый год. Поэтому, на наш взгляд, настало время поговорить о пользе
художественной классики.
Чему учит классика?
Если данная статья случайно попадется
нигилистам, считающим чтение русской
классики бесполезным занятием, приведем несколько веских
аргументов в защиту Пушкина, Достоевского и Толстого, а также других русских
писателей, без произведений которых сложно представить, какой бы была сейчас
Россия.
О Пушкине
Кто из «продвинутых, диванных экспертов»
может похвастаться образованием, которое получил Александр Сергеевич в элитном,
аристократическом лицее уже в 18 лет? Сразу после окончания Царскосельского
лицея, он был принят на службу в Коллегию иностранных дел (дипломатическое
ведомство, выражаясь современным языком), куда безграмотных просто не берут.
К тому же, еще в лицее он становится
известным поэтом, объединившим в своих первых произведениях русский и
французский классицизм. Чтобы что-то рассказать в стихах, нужно обладать
огромным багажом знаний, иметь философский склад ума и замечать детали.
А.С. Пушкина можно смело назвать создателем современного русского
литературного языка. Благодаря его рациональному и эстетическому восприятию
западноевропейских образцов литературы, русский язык приобрел современные
формы.
Благодаря Пушкину в русском языке появилась
богатейшая палитра слов с разнообразными оттенками. Ему удалось сблизить язык
народа с пафосным и витиеватым стилем од. Русский язык стал простым и,
одновременно, ярким и образным.
В мировой литературе А. С. Пушкин считается
основоположником русского реализма, который внес существенный вклад в
дальнейшее развитие всемирной культуры и литературы.
Чтобы понимать, зачем нужно читать Пушкина,
нужно начинать изучение его творчества с биографии и эпохи, в которой он жил, а
не с конспектирования (написания шпаргалок) малоизвестных критиков его
произведений.
Со сказок Пушкина начинается любовь к
литературе и познание мира. Попробуйте отключить звук у мультфильма по сказкам
А.С. Пушкина, чтобы ребенок мог видеть только изображение, раскройте книгу и
озвучивайте сказку. Природное любопытство обязательно подтолкнет ребенка к
чтению, а по мере взросления он сам научится представлять образы на основе
прочитанного.
О Толстом в мировой литературе
У иностранцев имя Льва Толстого вызывает
уважение к русской культуре .
Для них незнание творчества писателя – признак ущербности полученного
образования. Остается только удивляться: как случилось, что среди молодых
россиян, слепо подражающих «западной моде», проросло такое невежество и нелюбовь
к русской классике?
Отчасти, можно согласиться с мнением молодых
блогеров, что философский склад ума писателя и смысловая нагрузка его
художественных образов слишком далеки от реальности современной молодежи,
слишком сложны для их понимания.
Но если для старшеклассника романы Толстого
– «слишком рано», то когда же учиться строить семейные отношения, любить
Отечество, красоту родной природы? Потом, на собственных ошибках? Спрашивается,
зачем «набивать синяки на своих коленях» если творчество русского колосса –
бесконечный источник житейской мудрости, которая, как известно, приходит с
годами.
«Школьные» романы Толстого – самая благодатная почва, на которой
можно воспитать личность, стремящуюся к самосовершенствованию. То, что не
поймет старшеклассник после первого прочтения «Войны и мира», с годами
«прорастет» в его сознании и заставит перечитать это произведение еще раз не за
оценку, а для себя. Толстой притягивает откровенностью, с которой он делится
личными переживаниями, вложенными в уста его героев. Словно через призму времен
звучит его напутствие: «Людям свойственны ошибки, но думай, учись признавать их
и исправлять, постарайся быть человеком».
Даже в рассказах для детей писатель не
только тщательно подбирает понятные и новые слова, но и старается наполнить
текст глубоким познавательным содержанием.
Роман-эпопея «Война и мир» - часть истории в
художественных образах .
Это произведение может стать идеальным дополнением к учебникам по истории, в
которых об этой войне, как и об эпохе в целом – только даты, основные события,
перечисления сражений, имена полководцев, сухие факты и итоги. Именно поэтому
учителя-профессионалы умело дополняют обязательные учебные предметы и темы
уроков яркими экранизациями литературных произведений и театральными
постановками.
Кстати такой опыт проведения уроков о
творчестве «сложных» классиков, заслуживает более пристального внимания Министерства
культуры и Министерства образования РФ.
О межпредметных связях и художественной
классике
Разговор о значении Пушкина и Толстого можно
продолжать до бесконечности. Мало того, правильно было бы дополнить эти
рассказы списком других величайших классиков русской и зарубежной литературы . Ведь
художественная классика, кроме реализации воспитательных задач, развития вкуса,
логического мышления и грамотности, содержит и много полезной информации,
благодаря которой можно пробудить интерес детей и не только к чтению
художественной литературы, но и к математике, физике, химии, биологии.
Например:
Сюжеты сказок, где повествуется о мертвой и живой воде, можно
использовать на уроках химии и биологии. С уроками химии и физики можно
связать сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и рассказ Н. Носова
«Бенгальские огни». Описание природы и сути химических явлений встречаются
во многих поэтических произведениях А.С. Пушкина и А. Блока.
О физических явлениях много рассказов
для детей написал Л. Толстой: в частности, доступными
словами он объясняет малышам сложные физические законы в рассказах
«Сырость» и «Как делают воздушные шары».
Старшеклассникам можно предложить увлекательные, переставшие быть
фантастикой, романы А. Беляева «Человек-амфибия» и «Гиперболоид инженера
Гарина». Сложные физические законы легче понимать и запоминать, благодаря
ярким художественным образам.
Произведения В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина и Б. Заходера
расширят кругозор школьника и сделают интересными уроки природоведения,
географии, биологии и ботаники.
Отметим, что использование художественных
произведений на уроках математики химии или физики способствует развитию
наблюдательности и сосредоточенности на деталях. При этом вдумчивое чтение
развивает логику и воображение
школьника . Кроме того, чтение классической литературы,
наполненной нравственным содержанием, учит каждое новое поколение понимать себя
и окружающих, жить осознанно.
Существует устойчивое мнение, что люди по
складу ума делятся на «гуманитариев» и «математиков». Этот миф разрушают
примеры из биографии М.В. Ломоносова, Леонардо да Винчи и других гениев, чьи
многочисленные таланты подарили миру множество открытий и шедевров в области
музыки, литературы и изобразительного искусства.
Современные школьные программы с каждым годом становятся все
сложнее, что вполне объяснимо стремительным развитием наук, накоплением
информации, которую необходимо усвоить на базовом уровне. Чтобы разгрузить
детей в школе, приходится делить их на группы по интересам: математические
классы, гуманитарные и т. д. Но такое деление дети воспринимают как
необязательность глубокого изучения «непрофильных предметов».
Зачастую и сами учителя этим грешат: «мой
предмет – самый главный, а остальные подождут», вместо того, чтобы самим
освежить в памяти художественную классику, сделать уроки впечатляющими и
нескучными, а заодно получить удовольствие от работы.
К большому сожалению, сегодня ехать в метро
с раскрытой книгой не модно. Но это можно исправить, если начать прививать любовь к чтению с раннего детства, в
семье. От ближайшего окружения ребенка зависит, насколько он полюбит чтение, и
как эта любовь поможет ему улучшить оценки по всем школьным предметам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий