Художественная
литература формирует личность – собственную точку зрения и умение ее
отстаивать. Книга помогает стать интересным собеседником, лидером,
целеустремленным человеком, творческой натурой, найти друзей и
единомышленников.
Сразу подчеркнем, что речь пойдет именно о художественных
книгах, и даже не об электронных библиотеках, не об экранизациях
литературных произведений. Эта статья о том, как создать себя: сформировать
грамотную письменную и устную речь с богатейшим лексическим запасом, творческим
воображением, умением логично, интересно и целостно делиться своими мыслями с
окружающими.
Немного истории по
теме
Газета «Аргументы и факты» в одном из своих
номеров опубликовала данные международного исследования за 1950 год, в котором
сообщается, что СССР – самая читающая страна в мире, опережающая Америку,
Англию и Францию. Заметим, что это был период страшной послевоенной разрухи,
голода и всеобщей нищеты, и что исследование проводилось международными
экспертами в условиях капиталистической неприязни к стране-победителю.
Результаты исследования не были большим
секретом или открытием. Советские граждане читали, начиная с 1931 года, в
среднем, по 11 часов в день, после речи И. В. Сталина. Приводим из нее краткую
цитату: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это
расстояние за 10 лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут…» И пробежали, смять
нас в 1941 году передовые страны не смогли.
Правда, Сталин говорил об изучении науки и
техники, а акцент на комплексном подходе к чтению, созданию библиотек,
повышении общей культуры сделала Н. К. Крупская. Ее авторитет в массах был
настолько велик, что ГрамЧК (чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности) немедленно приступила к воплощению наказов.
Зимой 1942 года в подвале полуразрушенного
здания блокадного Ленинграда по инициативе ленинградцев был напечатан роман Н.
Островского «Как закалялась сталь», и десятитысячный тираж немедленно раскупили
голодные жители осажденного города. Это – о силе духа и художественного слова.
И о сегодняшнем дне: по данным различных
международных рейтингов интерес россиян к чтению художественных книг заметно
упал. Хотя Россия по-прежнему входит в десятку самых читающих стран мира, но
уже находится на 7 ступеньке рейтинга World Culture Score Index после Китая,
Индии, Таиланда, Филиппин, Египта и Чехии. Изменились и вкусы, которые, в
некоторых случаях, сложно назвать высоко художественными.
Почему лучше
печатная, а не электронная книга?
С появлением электронных носителей молодые
россияне предпочитают, чтобы вся библиотека помещалась в кармане. Агентcво
SuperData и платформа PayPal выявили, что 33% скачиваний электронных книг
совершают россияне, которые лидируют в списке европейских стран. Удивительно,
что технологично развитая Америка постепенно возвращается к печатным
изданиям, что также отмечают книгоиздатели, участвующие в ежегодных
выставках BookExpo.
Сравнения ошеломляют: тираж 2 миллиона экземпляров в Штатах и продажа 10 тысяч копий в России. При этом отмечается, что 61% россиян отдают предпочтение электронной библиотеке из-за возможности бесплатного скачивания. Остальным нравится доступность редкой фантастики, триллеров, мистики. Российские книгоиздатели считают, что россияне, в среднем, читают 1 час в неделю, 7 часов проводят в интернете и 14 часов – у телевизора.
Сравнения ошеломляют: тираж 2 миллиона экземпляров в Штатах и продажа 10 тысяч копий в России. При этом отмечается, что 61% россиян отдают предпочтение электронной библиотеке из-за возможности бесплатного скачивания. Остальным нравится доступность редкой фантастики, триллеров, мистики. Российские книгоиздатели считают, что россияне, в среднем, читают 1 час в неделю, 7 часов проводят в интернете и 14 часов – у телевизора.
Безусловно, электронная книга – это удобно.
Но бесплатный контент не всегда бывает качественным. Ответственности за
качество переводов в «пиратских» копиях никто не несет, и такая литература, с
полным набором неправильно подобранных слов, нестройных конструкций и т. д.,
только вредит читателю. Ведь в процессе чтения в работу включаются все виды
памяти, а механическое запоминание текста с ошибками, в конечном итоге,
формирует безграмотность. Поэтому, если не стоит цель прочтения на языке
оригинала, лучше воспользоваться услугами издательства, которое контролирует
Роспотребнадзор, министерства образования и культуры.
Читать нужно вдумчиво, а интернет,
перегруженный рекламой, этому не способствует. В результате прочитанное тут же
забывается и не несет никакой пользы. Кстати, чтение на бегу – тоже не лучший
вариант, поскольку не способствует сосредоточенности на одном процессе. Так
что, в этом смысле электронные книги, несмотря на удобство и
компактность, больше приносят пользы их создателям, чем пользователям.
Чтение электронных книг не развивает творческие
и когнитивные способности. К такому выводу пришли американские психологи из
Колумбийского университета.
Они объясняют: когда источник знаний лежит в
кармане, нет необходимости запоминать прочитанное, а можно в любой момент
«погуглить» и извлечь нужную информацию. То есть, человек запоминает не факты,
а способ их поиска, и в головном мозге не образуются нейронные связи, которые
отвечают за поиск решений на основе фактов. Прочитанное в печатной книге,
запоминается лучше, потому что срабатывает другая установка – книгу не положишь
в карман и, возможно, после прочтения, никогда не сможешь ее получить в руки
снова.
В дополнение, офтальмологи и неврологи все
настойчивее бью тревогу, говоря о вреде мониторов. Опуская медицинские
подробности о разрушении сетчатки глаз, опасных сердечно-сосудистых заболеваний
и неврологических расстройств, напомним, что современные мониторы пока не
приспособлены для продолжительного чтения.
О силе художественного
слова
Теперь о нравственном и смысловом содержании художественной
литературы. Все результаты исследований единодушно отмечают, что россияне
предпочитают отечественную классику. Хотя это мнение в основном поддерживают
люди старшего поколения. Те, кто в прошлом веке, правдами и неправдами добывал
полные собрания сочинений Пушкина, Толстого, Достоевского – всех писателей, чье
творчество стало национальным и мировым достоянием.
Молодые россияне добывают, преимущественно,
жанровые книги: ужастики, фэнтези, любовные драмы – все то, что не имеет
«внутреннего стержня», забывается сразу после прочтения, но раскупается
миллионными тиражами, благодаря «раскрутке сарафанного радио». Конечно, в этом
потоке встречается немало произведений, достойных занять место в списке
мирового литературного наследия. Но литературные критики не торопятся с
оценками: первые впечатления часто бывают обманчивыми, и для глубокого
осмысления нужно время. Поэтому формировать внутренние убеждения лучше на
образцах мировой классики, признанных во всем мире.
В молодежной среде сейчас активно критикуется
список литературных произведений, обязательных для изучения в школе: «с
прошлого века ничего не изменилось». С этим не поспоришь, как и с тем фактом,
что никуда не исчез тургеневский нигилизм, извечный конфликт «отцов и детей», о
котором русский классик написал почти два века назад. Классика ценна тем, что
она вне времени. «Школьные» произведения, кажущиеся в юном возрасте скучными и
устаревшими, на самом деле создают фундамент личности. Первый опыт чтения, под
руководством учителя литературы или родителей – основа для самостоятельной,
критической оценки художественной значимости, многоплановости и духовного
содержания всех последующих произведений.
То, что прочитано в детском и юношеском возрасте,
благодаря пережитым ярким эмоциям, остается в памяти на всю жизнь. Даже если
сложные переплетения сюжетных линий «Войны и мира» кажутся при первом прочтении
непонятными, образы романа, сцены жестоких сражений, первые любовные
переживания Наташи, упоительные пейзажи родной природы с течением времени
всплывают в памяти и переосмысливаются на основе уже приобретенного жизненного
опыта. Бессмертные Пушкинские строфы – «и чувства добрые я лирой пробуждал»,
«храните гордое терпенье», «голубка дряхлая моя» – о любви во всех ее
проявлениях, о патриотизме, о красоте, о вечных духовных ценностях для всех
поколений.
Примеры можно приводить до бесконечности.
«Загадочная русская душа», которую «не сломить, не запугать» – заслуга наших
титанов художественного слова.
Толстого, Достоевского, Булгакова, Бунина, Чехова знает весь мир. Творчество русских классиков – справочная энциклопедия для постижения феномена русского патриотизма, стойкости, когда народ находит силы, чтобы держаться даже на руинах Сталинграда, духовного и морального опустошения от послевоенных политических репрессий.
Толстого, Достоевского, Булгакова, Бунина, Чехова знает весь мир. Творчество русских классиков – справочная энциклопедия для постижения феномена русского патриотизма, стойкости, когда народ находит силы, чтобы держаться даже на руинах Сталинграда, духовного и морального опустошения от послевоенных политических репрессий.
Смысловому содержанию произведения нужно
уделять особое внимание. Но классика – еще и безупречный образец стиля,
сокровищница лексического запаса, необходимого средства выражения мыслей с
помощью слов. Ведь от этого зависит, насколько велики у человека шансы быть
услышанным и понятым. Логические связки, грамотная речь – это дар убеждения,
который помогает стать интересным собеседником, лидером в любом коллективе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий