Подробная инструкция для выпускников
Выпускники
часто говорят, что ЕГЭ по литературе — один из самых сложных.
И поэтому нужно хорошо знать все изменения, критерии оценивания
и задания. Как готовиться к экзамену по литературе
и на что обратить внимание, рассказывает Даниил Ляхович, учитель
литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский».
Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.
Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.
Как готовиться к тестовым заданиям
В них проверяют:
- знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
- знание литературных направлений;
- знание текста произведения (задание 4);
- знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6,
11-13);
- умение определять размер и тип рифмы в стихотворении
(задание 14).
Кроме того, можно использовать универсальный справочник ЕГЭ по литературе под редакцией Скубачевской и пособия Сергея Зинина. Там можно найти разборы текстов и примеры заданий к каждому пункту кодификатора. И обязательно книгу Елены Михайловой «Алгоритм написания сочинения: ЕГЭ по литературе-2018».
Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- гипербола
- инверсия
- ирония
- повтор
- сравнение
Почему важно знать критерии оценки
Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:
- полнота раскрытия темы;
- привлечения текста произведения для аргументации;
- владение литературоведческими терминами;
- композиция и логика текста;
- речевые нормы.
Как готовиться к мини-сочинениям
и какие примеры приводить
Например, если вас спрашивают, «Как в данном эпизоде „Отцов и детей“ намечается основной конфликт произведения», то вспомните, в чём вообще конфликт романа Тургенева, а потом приведите примеры из приведённого фрагмента.
Немного по-другому это работает с лирикой: если вам нужно написать, каким предстаёт лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», то тут нужно для начала вспомнить особенности лирики Лермонтова и основные её мотивы. Оптимально если все тезисы, которые вы заявите в начале, будут подтверждены ссылками на текст.
Приводить поэму «Мцыри» как иллюстрацию темы одиночества, если вас спрашивают о стихотворениях, — неразумно, всё равно не засчитают. Потому что поэма — лироэпический жанр. Старайтесь приводить только те тексты, которые вам знакомы и которые входят в школьный курс. Не забывайте объяснить, почему вы берёте именно это стихотворение или роман.
Напишите, в чём произведения похожи, а в чём — нет (если это требуется в задании).
Как написать хорошее сочинение
Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:
1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.
2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишите сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.
3. Соответствующим авторской позиции. Авторская позиция в ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что в ЕГЭ по русскому языку. Здесь имеется в виду понимание замысла текста, его основных мотивов, отношения автора к своему тексту. Например, если вы пишете, что Горький даёт ночлежникам выход со «дна», то это не совсем так, ведь в конце многие герои либо гибнут, либо пропадают, что само по себе — сомнительный выход.
4. Грамотно написанным (старайтесь следить за качеством речи). По моим наблюдениям, речевые ошибки — бич современных выпускников. Лучше перепроверьте используемые слова в словаре на «Грамоте.ру» или «Яндекс словарях». Подойдёт и Большой толковый словарь. Старайтесь не только написать как можно больше работ, но и редактировать их — полезный навык. Стоит почитать книгу «Пиши и Сокращай» Максима Ильяхова.
Список текстов огромный, а времени
мало — как всё успеть?
Затем все оставшиеся тексты разделить на прозу/драматургию и лирику. Читать их разными списками и в разном темпе. Рекомендую двигаться по списку по методу «от малого к большому». Прочтите и проанализируйте сначала рассказы Чехова, Бунина, Солежницына, Горького, а потом уже переходите к романам. Так вы научитесь анализировать небольшие тексты, чтобы потом осилить «Войну и мир».
Параллельно с этим не забывайте читать качественные (а не с сайтов типа «Литра.ру») разборы произведений. Например, двухтомник «Русская литература XIX–XX веков» Бугрова и Голубкова, справочники Скубачевской и Елены Титаренко.
Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.
Полезные ссылки
- Яндекс
ЕГЭ (литература)
- Программа «Игра в бисер с Игорем Волгиным
- Учебник «Поэзия»
- Arzamas,
курсы по русской литературе
- Сайт ФИПИ
- Словарь литературоведческих терминов
Даниил Ляхович
Комментариев нет:
Отправить комментарий