На форумах и в группах
социальных сетей ведутся бурные споры о пользе классики. Более агрессивная
часть пользователей считает, что «школьная классика – нудная и бесполезная обязаловка»,
и активно, с грамматическими ошибками, высказывается за исключение Пушкина,
Лермонтова, Толстого и Достоевского из учебных программ.
Вопрос «нужности» изучения классических литературных произведений в рамках школьной программы обсуждается в обществе не первый год. Поэтому, на наш взгляд, настало время поговорить о пользе художественной классики.
Чему учит классика?
Если данная статья случайно попадется
нигилистам, считающим чтение русской
классики бесполезным занятием, приведем несколько веских
аргументов в защиту Пушкина, Достоевского и Толстого, а также других русских
писателей, без произведений которых сложно представить, какой бы была сейчас
Россия.
О Пушкине
К тому же, еще в лицее он становится известным поэтом, объединившим в своих первых произведениях русский и французский классицизм. Чтобы что-то рассказать в стихах, нужно обладать огромным багажом знаний, иметь философский склад ума и замечать детали.
А.С. Пушкина можно смело назвать создателем современного русского литературного языка. Благодаря его рациональному и эстетическому восприятию западноевропейских образцов литературы, русский язык приобрел современные формы.
Благодаря Пушкину в русском языке появилась богатейшая палитра слов с разнообразными оттенками. Ему удалось сблизить язык народа с пафосным и витиеватым стилем од. Русский язык стал простым и, одновременно, ярким и образным.
В мировой литературе А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма, который внес существенный вклад в дальнейшее развитие всемирной культуры и литературы.
Чтобы понимать, зачем нужно читать Пушкина, нужно начинать изучение его творчества с биографии и эпохи, в которой он жил, а не с конспектирования (написания шпаргалок) малоизвестных критиков его произведений.
Со сказок Пушкина начинается любовь к литературе и познание мира.
О Толстом в мировой литературе
Отчасти, можно согласиться с мнением молодых блогеров, что философский склад ума писателя и смысловая нагрузка его художественных образов слишком далеки от реальности современной молодежи, слишком сложны для их понимания.
Но если для старшеклассника романы Толстого – «слишком рано», то когда же учиться строить семейные отношения, любить Отечество, красоту родной природы? Потом, на собственных ошибках? Спрашивается, зачем «набивать синяки на своих коленях» если творчество русского колосса – бесконечный источник житейской мудрости, которая, как известно, приходит с годами.
Даже в рассказах для детей писатель не только тщательно подбирает понятные и новые слова, но и старается наполнить текст глубоким познавательным содержанием.
Роман-эпопея «Война и мир» - часть истории в художественных образах. Это произведение может стать идеальным дополнением к учебникам по истории, в которых об этой войне, как и об эпохе в целом – только даты, основные события, перечисления сражений, имена полководцев, сухие факты и итоги. Именно поэтому учителя-профессионалы умело дополняют обязательные учебные предметы и темы уроков яркими экранизациями литературных произведений и театральными постановками.
Кстати такой опыт проведения уроков о творчестве «сложных» классиков, заслуживает более пристального внимания Министерства культуры и Министерства образования РФ.
О межпредметных связях и художественной
классике
Например:
- Сюжеты сказок, где повествуется о мертвой и живой воде, можно
использовать на уроках химии и биологии. С уроками химии и физики можно
связать сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и рассказ Н. Носова
«Бенгальские огни». Описание природы и сути химических явлений встречаются
во многих поэтических произведениях А.С. Пушкина и А. Блока.
- О физических явлениях много рассказов
для детей написал Л. Толстой: в частности, доступными
словами он объясняет малышам сложные физические законы в рассказах
«Сырость» и «Как делают воздушные шары».
- Старшеклассникам можно предложить увлекательные, переставшие быть
фантастикой, романы А. Беляева «Человек-амфибия» и «Гиперболоид инженера
Гарина». Сложные физические законы легче понимать и запоминать, благодаря
ярким художественным образам.
- Произведения В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина и Б. Заходера
расширят кругозор школьника и сделают интересными уроки природоведения,
географии, биологии и ботаники.
Существует устойчивое мнение, что люди по складу ума делятся на «гуманитариев» и «математиков». Этот миф разрушают примеры из биографии М.В. Ломоносова, Леонардо да Винчи и других гениев, чьи многочисленные таланты подарили миру множество открытий и шедевров в области музыки, литературы и изобразительного искусства.
Современные школьные программы с каждым годом становятся все сложнее, что вполне объяснимо стремительным развитием наук, накоплением информации, которую необходимо усвоить на базовом уровне. Чтобы разгрузить детей в школе, приходится делить их на группы по интересам: математические классы, гуманитарные и т. д. Но такое деление дети воспринимают как необязательность глубокого изучения «непрофильных предметов».
Зачастую и сами учителя этим грешат: «мой предмет – самый главный, а остальные подождут», вместо того, чтобы самим освежить в памяти художественную классику, сделать уроки впечатляющими и нескучными, а заодно получить удовольствие от работы.
К большому сожалению, сегодня ехать в метро с раскрытой книгой не модно. Но это можно исправить, если начать прививать любовь к чтению с раннего детства, в семье. От ближайшего окружения ребенка зависит, насколько он полюбит чтение, и как эта любовь поможет ему улучшить оценки по всем школьным предметам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий