Почти каждый современный ребенок
вздрагивает, услышав: «Сегодня мы пишем сочинение». Да что таить, даже многим
взрослым становится не по себе, когда их просят составить письмо, договор или
просто оставить отзыв на сайте. В современном мире от необходимости писать
никуда не деться, но как освоить этот навык?
Откуда берется
патологическая нелюбовь к письменному творчеству? Этой теме, безусловно,
следует посвятить отдельную статью. Тем не менее, я думаю, что все причины
можно свести к единому знаменателю: от человека, начинающего знакомство с
письмом, изначально требуют слишком много. И за обилием этих требований он
теряет ощущение творчества.
Но разве не существует способа безболезненно
познакомиться с письмом? Разумеется, существует, и не один. Я расскажу о своём,
испытанном на себе и детях, поначалу не любивших сочинения.
Этап 1. Раскрепощение: писать то, что
хочется
Предложите ученику написать о том, что
входит в сферу его интересов: фильмы, компьютерные игры, спорт — и при этом не
выводит из зоны комфорта. Грань здесь очень тонкая: лично я стараюсь
ориентироваться на то, что дети обсуждают между собой, на их публикации в
социальных сетях. Важно просить поделиться тем, чем человек поделиться готов. А
ещё — не забывать хвалить (обоснованно!) любые выражения мыслей,
стимулируя таким образом их поток.
Этап 2. Определение рамок развития:
поощрять творчество, но направлять его
В первых письменных работах важно позволить
ребенку многое: писать без структуры, на произвольные темы, допускать ошибки...
Впоследствии, когда отношение к письму в целом станет достаточно позитивным,
можно начать вносить мелкие коррективы: объяснить, что в любом тексте
обязательно есть вступление и заключение, начать не просто подч§ркивать, а
исправлять ошибки в тексте. Но — никаких низких оценок! Ребенок будет рад,
что вы помогаете ему становиться лучше в том, что у него хорошо получается, а
вот к критике может отнестись болезненно.
Этап 3. Понимание: для чего я пишу?
Самый важный и частый детский вопрос —
«почему?» К сожалению, многие из нас утрачивают интерес к нему именно в
школьном возрасте. «Зачем мне описывать эту картину?» — «Надо!» —
ответа лучше просто невозможно придумать, если ваша цель — сделать из
человека безвольного подчиненного. Всегда объясняйте детям, для чего им нужно
что-то писать. «Представь, что ты хочешь купить машину, как ты объяснишь
продавцу, что именно тебе нужно? Сейчас мы с тобой узнаем, как это делать».
Общаясь с ребёнком таким образом вначале, постепенно передавайте ему
инициативу. Пусть он сам пройдёт все стадии от «Зачем это писать?» до «Что и
как я хочу донести до читателя?»
Этап 4. Выработка привычки: писать каждый
день
Настанет момент, когда от маленьких
письменных работ на каждом занятии детей можно будет переводить к
самостоятельному творчеству. Наиболее оптимальный вариант — дневник: он
недоступен для чужих глаз (дети всё еще довольно стеснительные создания) и
прост в обращении. Если вы чувствуете достаточную силу в себе и своих
подопечных — организуйте что-то вроде блога, записи в котором будут
доступны для всего вашего авторского коллектива. Содержание, объём и тема
заметок не имеют значения. Главное — выработка привычки к слову.
Этап 5. Не останавливаться: вдохновлять
собственным примером
Проходите путь ребёнка вместе с ним.
Искренне и осознанно полюбите писать сами. Подбирайте для учеников интересные
материалы, обсуждайте то, что они написали, рассказывайте о книгах по созданию
текстов (только читайте их предварительно сами), заведите блог и подпишите на
него детей. Страшно? Если вы испытываете это чувство, значит вы на верном пути.
Заберите на себя часть детского страха, и в мире станет больше людей, которые
способны создавать красивые и познавательные статьи и книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий