В школьной грамматике русского
языка принято выделять 6 падежей: именительный, родительный, дательный,
винительный, творительный и предложный. Но не все случаи реального
использования языка вписываются в рамки этих шести падежей.
Как быть с формами типа «гулять в
лесу»? По форме это дательный падеж, по смыслу – предложный. Должно быть
«гулять в лесе», но всем понятно, что гулять можно только «в лесу». Эти случаи
относятся к «местному падежу», но применяется для описания
местонахождения предмета в пространстве и времени.
Примеры: в лесу, в году, в
снегу, в бору, на дому и т.д.
Загадочны формы типа «налить
чайку». Мы видим, что в этом случае форма дательного падежа выступает в функции
родительного (налить чего?). Такое явление ученые называют «частичным
падежом». К этому падежу относится совсем немного слов: (стакан)
сахару, песку, чаю, кофейку, кипятку. В современном русском языке можно
сказать как «налить чайку», так и «налить чайка», и оба варианта правильны.
Многие существительные имеют форму
так называемого «звательного падежа», который используется при
обращении. Обычно форма именительного падежа существительного усекается.
Примеры: Саш, Кать,
мам, пап, тёть, дядь, а также боже, господи.
Также школьник оказывается в
тупике, когда встречает пример «податься в писатели» или «баллотироваться
в президенты». Он видит, что тут именительный падеж множественного числа
употребляется с предлогом, что невозможно. Подобные случаи ученые называют «превратительным
падежом».
Комментариев нет:
Отправить комментарий