Система
образования в последние годы претерпевает множественные изменения, которые
предполагают включение нововведений, совершенствующих процесс развития навыков
школьников и оценки их достижений. В частности, с 2011 года большинство школ
России предлагают своим учащимся и поступающим составление и ведение портфолио.
Несомненно,
внедрение в систему образования такого понятия, как «портфолио ученика» уже
сегодня приносит видимые результаты. Однако необходимость составления портфолио
нередко приводит в смятение как родителей, так и самих учеников. А все потому,
что многие из них впервые сталкиваются с проблемой его составления и не всегда
понимают, зачем оно нужно и как его правильно составлять. Именно поэтому мы
предлагаем вам для ознакомления базовую информацию, касающуюся ученического портфолио.
Что такое портфолио ученика и как оно поможет в учебе?
Портфолио
ученика представляет собой совокупность сведений, отображающих индивидуальные
достижения школьника, информацию о его социальной и учебной деятельности. Оно
является значимой часть практико-ориентированного подхода к образовательному
процессу, позволяя фиксировать, накапливать и оценивать результаты, достигнутые
школьником в течение разных периодов обучения.
Если
говорить о значимости портфолио для
первоклассника, то здесь необходимо помнить, что все умения и
навыки, полученные им в дошкольном образовательном учреждении, в школе могут
угаснуть. Многие дети, впервые переступившие порог школы, робеют и стесняются
проявлять себя среди посторонних людей. Поэтому ребенок, который до школы умел
хорошо писать и читать или же проявлял способности к пению, рисованию или
каким-либо другим деятельностям, может скрывать свои наклонности в школе. Вот
тут на помощь и приходит портфолио. Наличие определенного собрания, в котором
содержится полная информация о ребенке, его наклонностях, увлечениях,
достижениях, позволит учителю узнать ученика лучше и способствовать его
развитию.
Для
старшеклассников портфолио
является неким дополнением к результатам экзаменов. Предполагается, что при
поступлении в ВУЗы абитуриенты могут рассчитывать на дополнительные баллы за
участие в различных олимпиадах. Поэтому с этой точки зрения портфолио является
частью рейтинга выпускников. Кроме того, его наличие может помочь ученику
осознать и определить предпочтения в профильном направлении, выбрать именно то,
что будет ему по душе.
Активное
вовлечение в процесс создания и ведения портфолио должно наблюдаться со стороны
родителей. В первую очередь, это связано с тем, что они смогут наблюдать за развитием
своего ребенка через систематизированный набор данных. Кроме того, его
составление вместе с ребенком будет способствовать сближению с ребенком и, если
в работе над портфолио со старшеклассниками требуется меньше родительского
внимания, то, в случае с портфолио
ученика начальных классов, вся ответственность за его
составление полностью возлагается на родителей с минимальным участием ребенка.
Именно родители создают первый сборник достижений ребенка, выделяя его
наилучшие черты и способности, а также вносят в него распорядок дня или,
возможно, посещение кружков и секций.
Основными
задачами ведения портфолио являются:
- улучшение качества школьного образования;
- формирование у школьника способности адекватно оценивать свои достижения;
- повышение и поддержание уровня мотивации и активности ученика в процессе учебы;
- развитие умений самостоятельного планирования, постановки целей и самоорганизации;
- фиксация факта участия школьников в различных видах деятельности (учебных, спортивных, научных, творческих и т.д.);
- формирование индивидуального рейтинга успеваемости и достижений.
Что включить в портфолио?
На
сегодняшний день не существует строгих стандартов и регламента заполнения портфолио ученика.
Критерии к содержанию и структуре в значительной степени представляют собой
информативный характер и дают общее понимание о включении какой-либо
информации. Однако основное правило гласит, что портфолио должно содержать как
можно больше полезных сведений о ребенке, быть структурированным и постоянно
обновляться.
Как
правило, создание портфолио начинается с оформления титульного листа, на
котором отражается персональные данные ученика (фамилия, имя и отчество), его
фотография, название учебного заведения, класс и контактные данные. Иногда в
этот же раздел включают распорядок ребенка, в случае посещений каких-либо
внешкольных кружков и секций. Следует заметить, что титульный лист, как и
остальные разделы портфолио могут оформляться по желанию ученика: в том числе
содержать разноцветные листы и рисунки, которые будут выражать индивидуальность
ребенка.
После
оформления титульного листа чаще всего переходят к составлению нескольких
основных разделов. При составлении портфолио
школьники и их родители выбирают преимущественно такие разделы.
«Мой мир»
Это
раздел, содержащий в себя ряд подразделов с информацией о жизни ребенка вне
школы. Сюда, как правило, относятся:
- имя ребенка – содержит данные о том, какое значение оно имеет, и какие знаменитые люди обладают таким же именем. Также сюда можно включить упоминание о происхождении фамилии, особенно если она довольно редкая и интересная.
- сведения о семье – содержит информацию обо всех членах семьи. В этом подразделе ребенок описывает свою семью, составляя краткий рассказ о каждом ее члене. Данный подраздел можно оформить в виде генеалогического древа.
- «Мой город» – предполагает краткое описание родного города, села или деревни. Возможно, включение любимых мест или карты маршрута от дома к школе.
- «Мои друзья» – ребенку предлагается разместить фотографии друзей и кратко рассказать об их интересах и увлечениях.
- В подраздел "Увлечения" необходимо отнести сведения о том, чем любит заниматься ребенок, посещает ли он какие-либо кружки в заведениях дополнительного образования.
- «Моя школа» – это подраздел портфолио с данными о школе и учителях: что нравится, что не нравится и пр.
- «Мои любимые предметы» предполагают рассказ о том, какие предметы вызывают наибольший интерес у школьника и почему.
«Школьные достижения»
Второй
раздел должен иметь название, описывающее учебную деятельность, к примеру, «Школьные
достижения». В него включают:
- учебные достижения по тем или иным предметам,
- результаты тестов, экзаменов, олимпиад,
- всевозможные дипломы и сертификаты,
- результаты контрольных,
- примеры творческих работ,
- динамику развития,
- проекты, отзывы на прочитанные книги и многое другое.
«Моя общественная деятельность»
Предполагает
описание обязательств и мероприятий, выполняемых за пределами школы.
«Мое творчество»
Еще
один раздел следует уделить творческим достижениям. Сюда можно прикрепить
рисунки, стихи, поделки, грамоты за участие в конкурсах и олимпиадах, достижения
в заведениях дополнительного образования.
«Отзывы и пожелания»
Соответствующий
раздел необходимо отвести под отзывы и пожелания, которые вписываются в портфолио ученика в конце каждого
учебного года. В этом разделе ребенок может написать о том, что он думает о
школе, высказать свое мнение о каких-либо изменениях, а учитель дает краткую
характеристику ученика, описывая его достижения и предлагая меры по дальнейшей
работе.
«Моя гордость»
Последний
раздел должен содержать все наиболее значимые для ученика работы. По окончанию
года ему необходимо пересматривать полученные результаты и выделять те,
которыми он гордиться больше всего, и помещать их в этот раздел.
В
конце портфолио необходимо поместить страницу, на которой будут указано содержание портфолио, перечень
разделов и нумерация страниц.
Источники
изображений: offnote.net, krim-web.ru, noyemika.blogspot.com,
dmitrykabalevsky.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий